09-03-2024

Ленская Татьяна Владимировна

Воспитатель

В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимание уделяется нравственным аспектом воспитания подрастающего поколения.


Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, соответственно представления о русской культуре часто отрывочны и поверхностны.
По мнению многих психологов наиболее благоприятным возрастным периодом для начала нравственно-патриотического воспитания является дошкольный возраст. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, одной из задач ДОУ является: «Формирование у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств» (разд.3, п.3.4). Планируемые итоговые результаты освоения основной общеобразовательной программы ДОУ включают такие интегративные качества ребенка, как «имеющий представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
Становится очевидным, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников выступает важнейшей составляющей воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Грамотное и творческое руководство процессом формирования основ нравственной культуры детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов в области патриотического воспитания.
Прав был В.А. Сухомлинский, который утверждал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В этом процессе основной задачей педагогов является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной. Нравственно-патриотическое воспитание понятие многогранное. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Поэтому работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ ведётся по следующим направлениям:
 формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.
 воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
 развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы и достигать конечного результата.
Данные направления реализуются через различные виды деятельности: в НОД, в игре, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Необходимо отметить, что любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию может быть представлена следующим образом:
семья → детский сад → родная улица, район → родной город → страна, ее столица → символика → права и обязанности.
Такое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, крае, той местности, в которой они живут. Темы повторяются в каждой группе, изменяются цели, объём познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Основная цель работы с детьми младшего дошкольного возраста – ознакомление их с ближайшим окружением. В среднем дошкольном возрасте – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской народной культуры. В старшем дошкольном возрасте основным направлением работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
Приступая к патриотической работе с дошкольниками, педагог должен знать содержание, формы и методы работы по данному направлению, следовать необходимым требованиям:
1.Создание предметно–развивающей среды.
Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
2.Правильный отбор объектов, о которых рассказывается детям.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (района) со всей страной. Необходимо так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой своей малой Родины, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город, район является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.
3.Пример взрослых, в особенности близких людей.
На конкретных фактах из жизни старших членов семей (бабушек, дедушек, участников ВОВ, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к отечеству